Главная / Направления / Лечение симптомов менопаузального перехода

Лечение симптомов менопаузального перехода

Рано или поздно каждая женщина задумывается о менопаузе, которая неминуемо наступает в определенном возрасте. Часто этим мыслям сопутствует страх и нежелание мириться с новыми обстоятельствами, но важно понимать, что это состояние совершенно нормально и поддаётся корректировке.

Менопауза – это полное прекращение менструаций по естественным, физиологическим причинам, связанным с истощением фолликулярного резерва.

Диагностика

Диагностируется это состояние ретроспективно, т.е. по истечении некоторого времени. Проще говоря, если менструации отсутствуют в течение 12 месяцев, то у женщины подтверждается менопауза.

Периоды менопаузы

Гинекологи-эндокринологи выделяют несколько периодов наступления менопаузы:

• Преждевременная менопауза (до 40 лет).
  • Ранняя менопауза (40–45 лет).
  • Своевременная менопауза (46–54).
  • Поздняя менопауза (от 55 лет и выше).

В большинстве случаев первые изменения в своем организме женщины замечают в возрасте около 45–50 лет. Циклы менструаций становятся нерегулярными. В первое время отклонения могут составлять 7-10 дней, а в дальнейшем задержки достигают 60 дней. Это состояние называется менопаузальный переход.

Симптомы менопаузы

Менопаузальный переход характеризуется рядом физических изменений, которые особенно усиливаются в последние 1-2 года перед наступлением самой менопаузы и продолжаются до её окончания:

• Приливы.
  • Ночные поты.
  • Проблемы со сном.
  • Перепады настроения и депрессия.
  • Сухость и атрофия влагалища.
  • Снижение сексуальной функции.
  • Недержание мочи.
  • Остеопороз.
  • Ухудшение состояния волос и кожи.

Приливы (вазомоторные симптомы) наблюдаются у 80% женщин во время менопаузального перехода и только в 20–30% случаев требуют специального лечения. Они возникают в жаркое время и ночью, что может вызвать бессонницу. Когда приливы возникают ночью, женщины их обычно описывают, как «ночные поты». Это состояние проявляется как неожиданное ощущение жара в верхней части грудной клетки и лица. Оно продолжается 2–3 минуты и часто сопровождается потливостью и учащённым сердцебиением, которые сменяет озноб, дрожь и ощущение тревоги. Приливы продолжаются в среднем 10–20 минут и могут повторяться несколько раз в сутки. У большинства женщин они прекращаются спонтанно в течение 4–5 лет, но в 20% случаев длятся не более года.

Вероятность частых перепадов настроения и депрессии в период менопаузального перехода возрастает в 2,5 раза и проходит к началу постменопаузы. Это происходит из-за влияния гормонального дисбаланса на гипоталамус.

Сухость влагалища наступает из-за уменьшения выработки эстрогенов, которое приводит к снижению секреции слизи и постепенной атрофии вагинального и маточного эпителия. Внешне это проявляется как сухость, зуд влагалища и часто диспареуния (боль во время полового акта). Кроме того, такие изменения могут вызывать атрофический цистит с симптомами недержания, а также приводить к сексуальной дисфункции у женщин в период менопаузы.

Потеря костной ткани (остеопороз) - ещё один верный признак менопаузального перехода. Самая высокая скорость потери наблюдается за год до последнего менструального цикла и в течение последующих двух лет. Это вызвано нарушением гормонального фона, а также дисбалансом между возрастным разрушением костей и остеообразованием.

Во время менопаузального перехода страдают также волосы и кожа женщины. На фоне недостатка эстрогена снижается и количество коллагена в коже, что провоцирует образование морщин. Волосы в подмышечных впадинах и на лобке частично выпадают, а на подбородке и верхней губе наоборот могут стать более заметны.

Продолжительность

Продолжительность менопаузального перехода индивидуальна и составляет в среднем от 2 до 8 лет. Все симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени, или частично вовсе отсутствовать.

Несмотря на то, что все процессы менопаузального перехода и последующей менопаузы являются абсолютно нормальными, облегчить или совсем нивелировать некоторые их проявления вполне возможно. Опытные гинекологи-эндокринологи «Эксклюзив» готовы помочь вам в этом вопросе, проведя диагностику и назначив необходимое лечение.

Врачи:

Ермолаева Елена Александровна

Зелепукина Елена Анатольевна

Орлова Виолетта Михайловна

Директор. Акушер-гинеколог. Высшая категория.

Островская Анна Евгеньевна

Акушер-гинеколог. Кандидат медицинских наук. Высшая категория

Тахтамыш Людмила Ивановна

Шадрунова Марина Артуровна

Заместитель главного врача по лечебной части. Акушер-гинеколог. Высшая категория.